UA
 

Ъ: Все дальше от Москвы

16 января 2005, 13:23
0
16

"2004 год начался выборами президента Грузии, а закончился "третьим" туром выборов президента Украины. Весь год Москва уделяла пристальное внимание странам СНГ, пытаясь сохранить там свое постоянно тающее влияние. А тем временем сами бывшие советские республики вплотную приблизились к рубежу смены политических элит", - пишет Геннадий Сысоев, "КоммерсантЪ", Россия.

Украина

На Украине в минувшем году произошли, пожалуй, самые важные события для всего СНГ. Оппозиция во главе с Виктором Ющенко обвинила власти в фальсификации итогов второго тура президентских выборов, состоявшегося 21 ноября, и вывела сотни тысяч людей на улицы. Требования украинской оппозиции поддержали Запад и практически все влиятельные международные организации. Власти Украины, уже объявившие о победе на выборах своего кандидата Виктора Януковича, вынуждены были пойти на попятную. Верховный суд отменил результаты второго тура и назначил его переголосование 26 декабря.

Украинский кризис нанес серьезный удар по позициям России не только в этой стране, но и на всем постсоветском пространстве. Москва сделала однозначную ставку на кандидата от украинской партии власти Виктора Януковича, в его избирательной кампании был задействован даже президент РФ Владимир Путин, который к тому же успел дважды поздравить господина Януковича с победой на президентских выборах. Все это не только осложнило для Москвы перспективы установления нормальных отношений с новыми политическими силами на Украине, но и насторожило политические элиты на всем постсоветском пространстве.

Молдова

Резкое охлаждение в отношениях России с Молдовой, наступившее в самом конце 2003 года из-за отказа президента Владимира Воронина подписывать предложенный Кремлем план внутримолдавского урегулирования, так и не было преодолено на протяжении всего прошедшего года. Президент Воронин демонстративно игнорировал большинство мероприятий по линии СНГ и стремился к улучшению отношений с Западом. Такой поворот в политике Кишинева обусловлен в том числе и стремлением президента Воронина противостоять резко усилившемуся давлению оппозиции, которая жаждет повторения в Молдове грузинской "революции роз". Однако разворот господина Воронина в сторону Запада отнюдь не усилил его позиций в противостоянии с оппозицией, которая свой шанс видит в парламентских выборах, которые состоятся в этом году.

Казахстан

Хотя внешне отношения Москвы и Астаны оставались безоблачными, в минувшем году Россия впервые предъявила одному из ключевых своих союзников целый набор претензий. Сделал это Владимир Путин во время своего январского визита в Астану. Главные претензии России к Казахстану - его усиливающаяся прозападная ориентация, особенно в военной и топливно-энергетической областях, а также фактическое вытеснение русского языка и представителей русскоязычного населения из государственной и общественной жизни страны. Президент РФ дал понять своему казахскому коллеге Нурсултану Назарбаеву, что сохранение этих проблем может серьезно осложнить отношения между двумя странами.

В Казахстане все более актуальной становится проблема смены политических элит. Несмотря на, казалось бы, более чем убедительную победу на сентябрьских парламентских выборах пропрезидентской партии "Отан", Нурсултан Назарбаев не может чувствовать себя абсолютно спокойно. Давление на него Запада, требующего реальной демократизации, возрастает, оппозиция объединяется, а сам правящий режим переживает глубокий раскол, самым ярким проявлением которого стал бунт спикера Жармахана Туякбая, который обвинил власти в фальсификации выборов и вошел в руководство оппозиции.

Беларусь

К Беларуси Александра Лукашенко у Москвы также накопилось немало претензий. Главные из них - экономические. Осенью руководитель Беларуси публично подтвердил, что общей российско-белорусской валюты, введения которой добивается Москва, не будет. Александр Лукашенко до сих пор не дает добро и на ратификацию парламентом Беларуси документов о передаче России имущественных прав на нефтепроводы, проходящие по белорусской территории. Не слишком сговорчив он и на газовых переговорах с Россией.

В последнее время все больше поговаривают о том, что Москва стала активно присматриваться к белорусским политикам на предмет поиска возможного преемника "батьки" - более сговорчивого и по возможности не столь одиозного. Поэтому, несмотря на то что на состоявшемся в минувшем октябре референдуме Александр Лукашенко получил право переизбираться на третий, четвертый и т. д. срок, политическое будущее его далеко не безоблачно. Тем более что в конце лета США впервые прямо объявили о том, что будут добиваться отстранения от власти авторитарного белорусского правителя.

Грузия

В Грузии 2004 год начался с президентских выборов: пришедший на волне "революции роз" Михаил Саакашвили получил на них более 90% голосов.

Отношения между Москвой и новыми властями Грузии хотя и преодолели к концу года фазу напряженности, но все еще находятся на неудовлетворительном уровне. Россия и Грузия далеки от согласия в понимании того, на каких условиях возможна нормализация их отношений. В Тбилиси настаивают на принципе абсолютного равенства партнеров при определении того, кому и на какой компромисс идти. В Москве в целом согласны, что компромиссы должны быть взаимными, но при этом предлагают строить их на базе существующих реалий: проблем у Грузии больше, чем у России, стало быть, Тбилиси должен быть посговорчивее. Однако надежды Москвы, что новая власть в Тбилиси будет нестабильной, а стало быть, сговорчивой, не оправдались: позиции президента Михаила Саакашвили прочны.

В первой половине минувшего года Москва направила Тбилиси свое видение комплексного решения проблем двусторонних отношений. В октябре из Тбилиси пришел ответ, который Москве не понравился. Особое раздражение Кремля вызвали требования Тбилиси о выводе российских военных баз с территории Грузии до 1 января 2006 года и изменении мандата миротворческих операций в Южной Осетии и Абхазии путем их перевода под эгиду ООН или ОБСЕ - сейчас этими операциями, по сути, руководит Россия. Именно эти две проблемы являются на сегодня ключевыми в отношениях между Москвой и Тбилиси. Без их разрешения сторонам вряд ли удастся выйти на подписание договора о межгосударственных отношениях.

Армения

В выстраивании отношений с Ереваном Россия активно использовала заинтересованность президента Роберта Кочаряна в получении политической поддержки Москвы в связи с активизацией действий армянской оппозиции после победы "революции роз" в Грузии. В апреле Роберт Кочарян столкнулся с самым серьезным за все время пребывания на посту президента давлением оппозиции. Властям пришлось применить силу для разгона акций протеста. И хотя впоследствии ситуация была взята под контроль, в окружении армянского президента опасаются, что оппозиция на этом не остановится.

В обмен на российскую поддержку Роберт Кочарян выражает готовность и в дальнейшем благосклонно относиться к расширению российского экономического присутствия в Армении. В ходе реализации двустороннего соглашения "имущество за долги" под российский контроль уже перешла основная часть энергетических мощностей Армении, на которых вырабатывается около 80% производимой в этой стране электроэнергии. Армянский монополист в газовой области "Армросгазпром" также контролируется российскими структурами. И наконец, российской стороне переданы в собственность полные пакеты акций целого ряда предприятий оборонного комплекса Армении. Впрочем, значение Армении как главного стратегического союзника РФ в Закавказье может существенно снизиться, если Москве не удастся сохранить в орбите своего влияния Грузию.

Азербайджан

В минувшем году Москва пыталась выстроить отношения с новым президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В Кремле опасаются, что Алиев-младший может скорректировать сбалансированную политику своего отца в сторону более тесного сотрудничества с Западом ради получения Азербайджаном роли регионального лидера. В Москве недовольны тем, что Баку избегает заключения с Россией долгосрочного соглашения о транзите нефти, чтобы в будущем пустить всю каспийскую нефть по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан через Грузию и Турцию. В Москве также озабочены отсутствием прогресса в области военно-технического сотрудничества с Баку и подозревают новые власти Азербайджана в тайном замысле осуществить переход на западные стандарты вооружения. Обоснованность этих подозрений подтверждается заявлениями Баку о планах ускоренной интеграции Азербайджана в НАТО и готовности предоставить территорию страны для натовских военных баз.

В ходе визита Ильхама Алиева в Москву в феврале ему была предложена альтернатива: укрепление военного сотрудничества с Россией, тесное взаимодействие по линии силовых структур, участие в деятельности Антитеррористического центра СНГ. Однозначного ответа Баку пока не дает. Что частично объясняется и тем, что Ильхам Алиев еще не смог добиться полной консолидации власти в стране.

Таджикистан

Отношения еще с одним стратегическим союзником в СНГ, Таджикистаном, России удалось частично выстроить только к концу года. Вплоть до октябрьского визита Владимира Путина в Душанбе президент Рахмонов не раз намекал, что принцип безвозмездного пользования Россией военной базой в Таджикистане больше неприемлем для Душанбе и Москва должна раскошелиться по примеру "щедрых американцев". Душанбе требовал передать ему в собственность и комплекс космического слежения "Нурек", чтобы затем предложить его России на условиях аренды. Москве стало ясно: Таджикистан решил крупно подзаработать на российском военном присутствии на своей территории. Это вызвало крайне негативную реакцию в Кремле, и там даже начали обдумывать "сильные контрмеры".

Впрочем, неудача в торге с США и боязнь остаться один на один с набирающей силу оппозицией, которую могли поддержать американцы, заставили президента Рахмонова вновь обратить свои взоры к Москве. Во время визита Владимира Путина были подписаны соглашения о статусе российской военной базы (он закреплен юридически), передаче России за долги комплекса "Нурек", достройке Сангтудинской ГЭС ($50 млн государственного долга Таджикистана России реинвестированы в строительство ГЭС в качестве российских акций), выводе российских пограничников с территории Таджикистана.

Кыргызстан

Отношения России с Киргызстаном, как и сама эта среднеазиатская республика, пережили год без серьезных потрясений. Киргизская оппозиция готовится к намеченным на конец 2005 года президентским выборам, а президент Акаев регулярно повторяет, что не будет больше баллотироваться на высший государственный пост. В ходе ноябрьского визита в Москву Аскар Акаев согласился на передачу РФ наиболее прибыльных предприятий киргизского ВПК в счет погашения долга Киргизии России, составляющего около $180 млн. И теперь едва ли не единственным раздражителем в отношениях Москвы и Бишкека остаются планы США разместить в районе аэропорта Манас несколько самолетов AWACS американских ВВС. В Москве рассматривают реализацию этих планов как нарушение военно-политических обязательств Кыргызстана, вытекающих из членства в Организации Договора о коллективной безопасности.

Узбекистан

Президенту Узбекистана Исламу Каримову пришлось испытать два серьезных потрясения - теракты в марте и июле. Еще несколько лет назад узбекский президент позаботился о том, чтобы рассеять умеренную оппозицию. Но когда все узбекские либеральные движения были уничтожены, свободную нишу заняли радикалы. Пока Каримов продолжает следовать своему кредо "лучше сто арестованных, чем тысяча убитых": спецслужбы провели массовые аресты. Но линия защиты, выбранная узбекским лидером - или я, или террористы; если я уйду, на смену придут исламисты,- выглядит не слишком убедительно, а потому его позиции становятся все более шаткими.

В отношениях с Москвой Ислам Каримов продолжал проявлять сдержанность: стараясь не портить их, он в то же время продолжает заигрывать с США, используя заинтересованность Вашингтона в укреплении своих позиций в Центральной Азии.

Туркменистан

Возглавляемый Сапармуратом Ниязовым Туркменистан являла собой образец стабильности: еще два года назад Туркменбаши нанес сокрушительный удар по оппозиции. И тем не менее господин Ниязов не чувствует себя спокойно. В феврале в книжные магазины Туркменистана поступила книга экс-главы МИДа Бориса Шихмурадова, приговоренного к пожизненному заключению за попытку госпереворота. Книга называется "Я сам и мои сообщники-террористы". В ней лидер оппозиции рассказывает, как "кучка отщепенцев" организовала покушение на великого Туркменбаши. Впрочем, многие в Ашхабаде, да и на Западе, сразу же усомнились в том, что Борис Шихмурадов является автором столь странного саморазоблачения. Кроме того, Туркменбаши предпринял шаг, который призван продемонстрировать его готовность к частичной либерализации: в январе в Туркменистане были отменены выездные визы. Это еще был и жест господина Ниязова в сторону Москвы, на чью поддержку он рассчитывает в случае усиления давления США: в облегчении режима выезда заинтересованы прежде всего проживающие в Туркменистане российские граждане.

ТЕГИ: религиянаукаОбществопротестверафилософиякритикастатусразум
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии